Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Оцени школу |
---|
|
|
Каталог статей
Творчество на уроках истории
История, одна из самых увлекательных наук, может превратиться в скучнейшее школьное занятие, если сводить его к заучиванию имён и дат. Важно, чтобы не пропало самое главное в истории – захватывающая драма исторических событий и их сокровенная суть. По мнению доктора исторических наук Бестужева-Лады, любые абстракции доступны пониманию менее 20% учащихся (и не только учащихся). Да и из этих 20 у 19 понимание, мягко говоря, своеобразное. Совсем иное дело, когда, изучая проблемы истории, класс совершает экскурсию – пусть мысленную – в прошлое, когда школьник мысленно ставит себя в положение человека, жившего 100, 500 или 1000 лет назад. Один из вариантов перевоплощения - выполнение творческих заданий. Практика показала, что выполнение подобного рода заданий пробуждает интерес к истории, способствует углублению исторических знаний, позволяет создать в представлении учащихся образы, адекватные изучаемой эпохе, почувствовать её колорит, при этом расширяется кругозор учащихся. Картины прошлого, создаваемые в процессе выполнения творческих заданий, вызывают определённые эмоции, заставляют переживать, сочувствовать, восхищаться, ненавидеть. При этом формируются жизненные идеалы учеников. В 6 классе при изучении политической раздробленности Руси предлагаю на выбор одно из пяти творческих заданий о Новгороде Великом: 1. Представьте, что вы – киевский купец, приехавший с товарами в Новгород. Какие товары вы привезли? Какие товары вы могли бы купить в Новгороде? Укажите направления ввоза и вывоза товаров. 2. Представьте, что вы – новгородский летописец. Вам надлежит описать события, происходившие в Новгороде в 1207 и 1229гг. О чём вы напишете? 3. Представьте, что князь одного из княжеств приехал в Новгород. Как он опишет управление Новгородом в письме киевскому князю? Оставьте схему управления Новгородом. 4. Представьте, что вы по поручению новгородского посадника с целью определения дохода описываете ремесленные концы Новгорода Великого. Обратите внимание на разнообразие специальностей ремесленников, устройство и размеры их мастерских, ассортимент и качество изделий. Составьте схему Новгорода. 5. Представьте, как византийские путешественники, приехавшие в Новгород в середине 12 века, в письме домой описывают его географическое положение и природные условия. Что поразило путешественников. Привлекло их внимание? Кажите путь следования иноземцев. Некоторые работы сопровождаются рисунками, схемами, картами авторов. В 6 классе при изучении темы «Защита западных рубежей» предлагаю на выбор задания: 1. Подготовить рассказ в виде летописного отрывка или записи в западноевропейской хронике о Невской битве или Ледовом побоище. 2. Нарисовать рисунки (составить фильм из рисунков) об этих сражениях. 3. Подготовить рассказ о жизни и деятельности Александра невского. 4. Каким образом и почему потомки чтут память об Александре Невском? 5. Описать вооружение, военное обучение и тактику западноевропейских рыцарей (подготовить слайд-шоу или презентацию). 6. Описать вооружение, военное обучение и тактику русских воинов 13 века (подготовить слайд-шоу или презентацию). В 7 классе при изучении материала о восстаниях в России 17 века учащиеся получают задание: составить письменно челобитную или запись о восстании от имени дьяка, воеводы, дворянина, ремесленника, крестьянина или любого другого человека того времени. В 7 классе при изучении темы «Экономическое развитие России в 17 веке» предлагаю дома нарисовать ремесленные изделия той эпохи. На доске – краткий перечень ремесленных специальностей (а их в ту пору известно было не менее 270). В 7 классе изучение Петровской эпохи завершаем выполнением творческого задания: по вопросам памятки составляем исторический портрет Петра Первого. Памятка для характеристики исторического деятеля: 1. Установите, когда, в какой стране жил исторический деятель; его происхождение; цели, какими средствами он их добивался. 2. Опишите его внешность, характер. Что вы цените в его характере, чего не одобряете? 3. Перечислите основные результаты его деятельности. 4. Установите, в интересах каких слоёв населения он действовал. 5. Оцените его деятельность, выскажите ваше отношение к нему (какие его дела и поступки вызывают восхищение или неодобрение, как вы относитесь к средствам, которыми он добивался целей, каким чертам характера хотели бы подражать?). Часть учащихся при этом, пользуясь справочной литературой, текстом учебником, информацией из сети интернет, просто переписывают фрагменты источника. Но некоторые проявляют неподдельный интерес, дают неоднозначную, а порой необычную оценку исторической личности Петра Первого. Многие работы сопровождаются рисунками авторов. Аналогично составляем исторический портрет Наполеона Бонапарта (8 класс), Сталина И.В. (9 класс). В 8 классе при изучении темы «Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность» с разделом «Ах, эта непостоянная мода!» предлагаем познакомиться самостоятельно, при этом ставим задание: внимательно прочитав текст, попытайтесь представить себе, как одевались европейцы в 19 веке. Нарисуйте моду 19 столетия. Видом творческого задания является отзыв на прочитанную книгу по вопросам памятки. Для каждой параллели предлагаю список литературы для внеклассного чтения. Внеклассное чтение по истории – это чтение учениками художественной и популярной литературы по исторической тематике, выходящей за рамки обязательных заданий, изложенных в учебнике и определённых программой. Чтобы внеклассное чтение выполняло свои задачи, необходимо целенаправленное руководство со стороны взрослых. Здесь можно выделить два этапа: пропаганда книги и руководство усвоением её содержания. Написанные и оформленные детьми отзывы помогают решить первую из задач. Памятка для характеристики произведения для внеклассного чтения: 1. Укажите автора произведения. Краткие сведения о нём. 2. Объясните название произведения. 3. Где и когда происходит действие? 4. Кто герои произведения? 5. Какими чертами наделены положительные и отрицательные персонажи? 6. Как построен сюжет произведения, чем он завершается? 7. Что вам нравится или не нравится в произведении? Выполнение творческих заданий школьниками позволяет пробудить у них познавательный интерес – самый мощный мотив и основу учебной деятельности. Он сильнее всех остальных мотивов, всегда осознан, приоритетен, бескорыстен, не нуждается во внешних стимулах. В структуре личности интерес составляет первооснову таланта или гениальности. |
Категория: Наши статьи | Добавил: marina76 (23.05.2016) |
Просмотров: 1097 | Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|