Открытый урок Окружающий мир Тема: Дыхательная система. Тип урока: Открытие нового знания. Цель деятельности педагога: 1. Создать условия для формирования знаний о системе дыхания, о ее органах. 2. Организовать совместную деятельность детей по изучению дыхательной системы человека.
Планируемые результаты: Предметные: получат возможность познакомиться с органами дыхательной системы; научатся называть органы дыхательной системы.
Метапредметные УУД: регулятивные: научатся соотносить учебную деятельность с таблицей, сверку с образцом (моделью), делать самооценку, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; познавательные: научатся проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; вместе с учителем находить варианты выхода из проблемной ситуации. коммуникативные: научатся использовать в общении правила вежливости на уроке. Личностные УУД: Проявляют интерес к новому учебному материалу, имеют представление о причинах успеха в учебе, соотнося успешное обучение с трудолюбием и усердием, неуспешное – с ленностью, пассивностью.
Образовательные ресурсы: Таблица органов дыхания, карточки с названиями органов дыхания, таблица «Знаю, не знаю», детали модели дыхательной системы, фрагмент урока школы «Кирилл и Мефодий».
I этап Мотивирование к учебной деятельности. Цель этапа: - актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
- Дети, вспомните, что мы называем системой органов? -Какие системы органов в организме человека мы с вами уже изучили? (Пищеварительную, систему кровообращения, нервную систему, мочевую систему. Костную и мышечную системы.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель этапа:- создать затруднение в деятельности обучающихся и зафиксировать его. Метапредметные УУД: познавательные: научатся проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; формировать умения формулировать несложные выводы. У. Ребята, а как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи, не причинив вреда собственному здоровью? (от 2 недель до 1 месяца под наблюдением врача.) - А как вы думаете, сколько времени человек может прожить без воды? (без вреда для здоровья человек может прожить без воды не более 2-3 дней). У. А сколько времени человек может обойтись без воздуха? ( 1, 2 минуты, а ловцы за жемчугом до 5 минут). - Воздух дороже пищи и воды. Без воздуха вообще прожить нельзя. - Кто догадался, с какой системой нашего организма мы сегодня будем знакомиться? (с дыхательной системой). - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Тема урока: « Познакомимся с дыхательной системой» (на доску)
III. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: - создать условия для выявления места и причины затруднения обучающихся
Метапредметные УУД: познавательные: научатся проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- На доске представлены названия органов различных систем нашего организма. Я предлагаю вам составить таблицу и выяснить, какие органы уже нами изучены и мы их уже знаем, а какие не изучены.
(Заполнение таблицы «Знаю----не знаю») - Мы выявили незнакомые, еще нами не изученные органы, хотя может быть вы о них где- то слышали. Прочитайте их. Может быть, кто-то уже сейчас сразу сможет предположить к какой системе органов их можно отнести? Кто как думает? (К дыхательной)
IV этап Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий.
-Это ведь только наше предположение. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Цель урока: - выяснить к какой системе органов они относятся - запомнить их названия - поподробнее узнать их функции в нашем организме
- Итак, тема урока сформулирована, цель поставлена, приступаем к ее достижению!
V этап Реализация построенного проекта. Цель этапа: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение затруднения.
Познавательные УУД: находить в тексте конкретные сведения в явном виде; формировать умения формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Регулятивные УУД: понимать информацию, представленную в виде таблицы; формировать самооценку. Коммуникативные УУД: при работе в парах использовать правила взаимопомощи и вежливости.
Работа с учебником - Ребята, а как выяснить к какой системе органов относятся незнакомые нам органы. Наверное их надо с чем-то сравнить? Где найти подсказку?
- В учебнике на стр. 30 есть таблица. Откройте ее и прочитайте названия органов дыхания, а потом сравните их с теми, которые вы поместили в раздел таблицы «Не знаю». Какой сделаем вывод?
Вывод: эти органы относятся к дыхательной системе!
А теперь какую задачу мы поставим перед собой? (Запомнить названия органов дыхательной системы) Как это сделать? (Прочитать несколько раз). - Поработайте в парах и проверьте, как вы справились с этой задачей? (Оцените друг друга в парах). - А теперь оцените сами себя при помощи сигнальных карточек: зеленый цвет – это безошибочное запоминание, а красный цвет, цвет тревоги – были какие-то трудности или ошибки. (Спросить о трудностях) VI этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: -организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Познавательные УУД: находить в тексте конкретные сведения в явном виде; формировать умения формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Регулятивные УУД: понимать информацию, представленную в виде таблицы; формировать самооценку. - Названия органов дыхания мы с вами более-менее запомнили. А каким образом поступить, чтобы еще лучше запомнить названия органов дыхания. Чтобы справиться с этими трудностями? (Узнать где они находятся в нашем организме и какую функцию выполняют) - Откройте учебник на странице 30. (Читаем и обводим карандашом органы дыхания). Трахея ( дети читают, а я переношу понятие из таблицы на кластер) -Как выглядит трахея? (это дыхательная трубка) Через нос или через рот в нее попадает воздух Бронхи( дети читают, а я переношу понятие из таблицы на кластер) - Что же такое бронхи? А почему их только два? Бронхиолы( дети читают, а я переношу понятие из таблицы на кластер) - Обведите их и внимательно рассмотрите, они действительно напоминают веточки дерева. Альвеолы( дети читают, а я переношу понятие из таблицы на кластер) - Рассмотрите х в увеличенном виде, найдите эти воздушные мешочки. Их в наших легких около 600 миллионов, и если их растянуть, то они заняли бы целое футбольное поле. Капилляры( дети читают, а я переношу понятие из таблицы на кластер) - Найдите их, рассмотрите. Они настолько тонкие, что клетки крови, проходя по ним, выстраиваются в очередь. Они выполняют удивительную функцию. Прочитайте о ней в последнем предложении. - Что же это за функция? (газообмен) - Конечно, капилляры относятся к кровеносной системе, но так как в них происходит газообмен, мы о них будем говорить и в дыхательной системе. - А вот о диафрагме, ребята, вам расскажет наш помощник. Посмотрите на экран. - Осталось 2 органа. Я уверена, что о них вы и сами можете рассказать. Носовая полость- Какую функцию она выполняет? Через нее воздух попадает в трахею. Легкие – органы, в которых происходит газообмен, а состоят они из воздушных мешочков. - Наконец-то, перед нами вся система органов дыхания! Послушайте нашего помощника. Физминутка: Встаньте со своих мест, положите руки себе на грудь и глубоко вдохните. Грудная клетка расширилась. А теперь выдохни. Вы почувствовали, как грудная клетка возвращается к своему обычному размеру. Повторите так несколько раз. Старайтесь дышать спокойно и ровно. Вы только что ощутили силу своих легких.
VII этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: - организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение новых знаний; - организовать самопроверку по эталону и самооценку; - организовать выявление места и причины затруднения. Метапредметные УУД: регулятивные: научатся соотносить учебную деятельность с таблицей, сверку с образцом (моделью), делать самооценку, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. - Поработаем в парах: соберите модель дыхательной системы, называя шепотом все органы. Сравните свою модель с таблицей. -Оцените свою работу в парах при помощи сигнальных карточек: зеленый цвет – безошибочная сборка модели. Красный цвет – цвет тревоги. А теперь самостоятельная работа: закройте учебник, откройте тетради на с.15. Постарайтесь самостоятельно правильно подписать названия органов дыхания. А я проверю вашу работу, и каждый из вас получит оценку.
VIII этап Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Метапредметные УУД: регулятивные: научатся делать самооценку, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. -Вот мы и познакомились с дыхательной системой нашего организма. - На ваш взгляд, мы достигли той цели, которую ставили перед собой вначале урока? -Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? - Какое задание показалось самым трудным? Домашнее задание Прочитать статью в учебнике и запомнить органы дыхательной системы. А еще можно раскрасить эти органы в тетради. Поискать интересный материал в дополнительной литературе или в учебнике.