Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Среда, 15.01.2025, 12:03
Версия для слабовидящих
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МКОУ "Береславская СШ"

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Оцени школу
bus.gov.ru

Каталог файлов


Презентация урока по литературному чтению(3 класс)
[ Скачать с сервера (1.78 Mb) ]10.06.2015, 11:06
Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе ппи изучение раздела: Сравниваем прошлое и настоящее.Музыка в литературе»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
Учебные
1.Обобщение знаний детей по разделу. 2.Формирование умения работать с текстом, понимать смысл прочитанного, уметь отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие
1. Развитие кругозора.
2. Развитие интереса к предмету.
Воспитательные
1. Формирование на доступном уровне навыков взаимодействия и взаимопомощи.
2. Развитие свободы высказывания своей точки зрения.
3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к урокам литературного чтения.
4. Воспитание патриотического чувства к Родине, гордости за свой народ.
ХОД УРОКА

I. Орг. момент.
- Начинаем наш урок. Надеюсь, что мы хорошо поработаем, будем внимательны к вопросам учителя и ответам одноклассников. Проверка наличия учебных принадлежностей.
II. Актуализация знаний. Вопросы учащимся.
- Что такое устное народное творчество?
- Письменное или устное творчество появилось раньше? Почему?
- Какие жанры устного народного творчества, ребята, вы знаете?
Ответы на вопросы учителя.

(Пословицы, поговорки, считалки, загадки, потешки, скороговорки, песни, частушки, небылицы, жития, былины, сказки.)

III. Самоопределение к деятельности.
1-ый ученик:
- Л.Н. Толстой говорил «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни и торжественные былины, говорившиеся под звон струн о славных подвигах богатырей, защитников Земли».
2-ой ученик:
- Устное народное творчество является источником вдохновения многих выдающихся людей: писателей и поэтов, художников и композиторов, мастеров прикладного творчества.


IV. Работа по теме урока.
- «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Бой на Калиновом мосту», «Добрыня и Змей». Вам знакомы эти произведения? К какому жанру народного творчества они относятся?
(К былинам.)
- Что такое былина?
- Может, кто-то вспомнит, как ещё называли былину в народе?
(Её в народе ещё называли старина.)
- Какие отличительные черты былины вы можете назвать?

- Вспомним зачин былины «Ильины три поездочки.» ( ученики читают наизусть зачин из былины.)
- Сбылось ли предсказание, прочитанное Ильёй Муромцем на камне?
(Нет. Он одолел врагов земли русской.)
- Вы вспомнили о напевности былин. Под звуки какого инструмента они исполнялись на Руси?
- Мы услышим сейчас этот инструмент.(слайд)

- Понравилось вам, ребята? Мы как будто перенеслись во времена древней Руси.
- А сейчас прозвучит другой народный музыкальный инструмент. Назовите его. - Какие произведения исполнялись под балалайку? (Песни, потешки, частушки.)

Учащиеся отвечают на вопросы и слушают звучание народных инструментов.

- Былина - песня о героических подвигах богатырей.

- Былинный зачин, повторы, возможное отсутствие рифмы, сказание о героическом подвиге богатыря, подробность повествования, напевность, неспешность.

- Былины на Руси исполнялись под звуки гуслей – русского народного инструмента.(слайд)


V. Физкультминутка.

VI. Работа по теме.
- Какие произведения устного народного творчества близки к былинам?
(Сказки).
- Что в них общего?
(Зачин, троекратный повтор, концовка).
- А чем отличаются?
( Былина основывается по своему содержанию на реальных событиях и людях, а сказка – на выдумке, в которой содержится мечта народа о счастье и справедливости.)
- Нет, русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть,
Про ковёр-самолёт.
Нет, не праздные люди, те сказки
слагали,
А провидцы, в чьих замыслах
правда живёт.

- Давайте поиграем и выясним, насколько хорошо вы знаете русские народные сказки.

Викторина по сказкам.
1. Какими словами начинаются русские народные сказки?
2. Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества?
3. Каким ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок?
4.Какое самое популярное число в русских народных сказках?
5. Какое животное имеет кличку Сивка-Бурка?
6. Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел.

7. Яблоки, дающие молодость?

8. Без какого основного продукта, солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»?
9. В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»?
- Молодцы! Со всеми вопросами справились.
- Устное народное творчество давно связано с народным прикладным искусством. Можете ли вы сказать, каким образом осуществляется эта связь? (Если ученики не могут сразу ответить на этот вопрос, то учитель переходит к просмотру предметов, выполненных мастерами народных промыслов, а затем вновь возвращается к поставленному вопросу.)

- Давайте рассмотрим предметы, выполненные мастерами различных промыслов.

- Как вы думаете, почему авторы нашего учебника предложили для чтения произведения устного творчества русского народа?
- Устное народное творчество – это часть народной культуры. Народная культура, народные традиции помогают нам почувствовать дыхание жизни наших предков.
- А вы – продолжатели этих традиций.
Знание истории и культуры своего народа рождает глубокую любовь к своей Родине.

Учащиеся отвечают на вопросы ведущих.
Ответ: «Жили-были...» «В некотором царстве, в некотором государстве...».

Ответ: гусли.

Ответ: батюшка.

Ответ: три.

Ответ: конь.

Ответ: барину — голову, барыне — гузку, сыновьям - ножки, крылышки - дочерям, а себе — все туловище.
Ответ: молодильные.

Ответ: без крупы.

Ответ: кувшин.

- Мастера народных промыслов изображали былинные сюжеты, сказочных героев на тех предметах, которые они изготавливали.

Учащиеся рассматривают изделия и фотографии с предметами народных промыслов, определяют принадлежность к промыслу и соотносят с произведениями устного народного творчества.

Ученики предлагают варианты ответов.


VII. Рефлексия.Презентация."Произведения русских композиторов в былинах и сказках"
Итог урока. - Наступило время подвести итог.
О чём шла речь на уроке?
-Кто узнал для себя что-то новое?
Что именно?
Категория: Общие | Добавил: Татьяна
Просмотров: 2205 | Загрузок: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Block title
Block content

© 2025, МКОУ "Береславская СШ", Калачёвского р-на, Волгоградской обл.
Бесплатный хостинг uCoz