Математика Конспект урока №2 УМК « Перспективная начальная школа» Урок №1 по теме «Число и цифра 5» Дидактическая задача: 1. Создать условия для формирования знаний о числе и цифре 5. 2. Организовать совместную деятельность детей по ознакомлению с составом числа 5. Задачи: 1. Формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности при решении практических задач; формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций при работе в группе.
2. Формирование умений формулировать и удерживать учебную задачу в течение урока; формировать умения выполнять учебные действия в материализованной форме при моделировании цифры 5; формирование умений сличать его результат с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона при решении практических задач; формирование умений адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок; формирование умений выделять и формулировать то, что усвоено и то, что нужно усвоить, определять и качество и уровень усвоения при составлении таблицы; формирование умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели при подведении итога в конце каждого этапа; формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель на этапе урока; формирование умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности при решении практических задач; формирование умения осуществлять осмысленное чтение при работе в учебнике; формирование умения поиска и выделения необходимой информации из различных источников(из учебника); формирование умений анализировать информацию; формирование умений строить понятные высказывания для партнера при работе в группе. 3. Формировать знания о числе и цифре 5, познакомиться с составом числа 5. Основные понятия: число 5, цифра 5, состав числа 5. Ресурсы: - основные: учебник, тетрадь, детали модели цифры 5, таблица «Знаю, не знаю», карточки с рисунками предметов разного количества, счетные палочки. -дополнительные: презентация по теме «Число и цифра 5», фрагмент мультфильма «В гостях у тетушки совы». Технологии: элементы технологии развития критического мышления; ИКТ; здоровьесберегающие. Организация пространства: учебный кабинет.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика I этап Организация начала урока
Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке. Прозвенел для всех звонок Начинаем мы урок. - Сели тихо, - ноги вместе, - руки полочкой на стол, -начинаем разговор. Поудобнее садитесь, Не шумите, не вертитесь. Всё внимательно считайте, А спрошу вас – отвечайте. Вам условие понятно? Это слышать мне приятно. Математика нас ждет, Начинаем наш урок. Готовятся к работе на уроке. II этап Подготовка к основному этапу занятия
Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Посчитайте до 4, обратно (вместе). - Назови соседей числа 2, 3, - Какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4, -Назови предыдущее число числу 3, следующее за числом 1,
-- На доске представлены цифры. Я предлагаю вам составить таблицу «Знаю, не знаю» и выяснить, какие цифры уже нами изучены, а какие не изучены.
-Сколько пальцев на руке И копеек в пятачке, У морской звезды лучей, Клювов у пяти грачей, Про все это рассказать Нам поможет цифра… (пять) -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? -А для чего нам нужно знать ее, где в жизни она может нам пригодиться? - Поставьте задачи на урок. -Тема урока сформулирована, задачи поставлены, приступаем к их выполнению. Отвечают на вопросы учителя.
Составляют таблицу «Знаю, не знаю».
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему и задачи урока. Слайд (тема урока) III этап Усвоение новых знаний и способов действий
Дидактическая задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. -Где мы можем найти достоверную информацию об этой цифре?
-Посмотрите, кто сегодня будет нам помогать. -Проанализируйте условные обозначения и скажите, что мы сейчас будем учиться делать? -Поработайте в парах. Покажите своему соседу, какую звездочку вы выбрали. Если есть разные мнения, объясните своему соседу, почему вы выбрали именно эту звездочку. - Поднимите руку те, у кого мнения сошлись. - Почему вы выбрали именно эту звездочку? -Проверим
- А что еще можно назвать, в количестве 5штук? Когда мы видим только количество предметов – это число или цифра? - Теперь мы знаем, что есть число 5? Познакомились мы с числом 5? С первой задачей справились?
-Давайте выясним, а какой цифрой мы будем обозначать число 5.
Задание 2 -Что мы будем учиться делать? -Рассмотрите цифру в рамочке и сравните ее с цифрой на доске в таблице. Что вы можете сказать? -это и есть цифра, которой мы будем обозначать число 5. Запомните ее. - Посмотрите на экран - Соберите модель цифры 5. Сравните ее с образцом. -Поучимся отличать ее от других знаков. -Что нам понадобится? (фишки). - Поработаем в парах. -Выполните взаимопроверку. Если мнения разошлись, объясните соседу свой выбор. Ребята, у кого мнения совпали, возьмите друг друга за руку и поднимите вверх. Вывод: теперь мы знаем, как выглядит цифра 5? Умеем отличать ее от других знаков? Задача наша выполнена? Теперь мы можем перенести цифру 5 в ту часть таблицы, где находятся знакомые нам цифры. -Молодцы!!! Отдохнем и посмотрим мультфильм. Сегодня наши друзья из лесной школы тоже знакомятся с цифрой 5.
ФИЗМИНУТКА (музыкальная) +фрагмент мультфильм
-Что мы еще не знаем о числе 5? (Написание цифры, состав числа 5.) - На какие вопросы нам предстоит ответить?
-Как получить число пять?
-Как писать цифру пять?
- Возьмите 5 палочек в две руки. Кто как взял? Заполним домик для числа 5. - Проговорим состав числа 5. - Мы познакомились с составом числа 5? Задача решена?
- Сейчас наступает важный момент нашего урока: мы будем учиться писать цифру 5. Посмотрите на доску.
Объяснение на доске Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
Разминка для пальчиков -Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой, Этот пальчик для того, чтоб показывать его, Этот пальчик самый сильный и стоит он в середине, Этот пальчик безымянный, он избалованный самый, Этот пальчик хоть и мал, зато ловок и удал.
-Вспомним, как сидеть при письме и правильное положение тетради. -Я тетрадочку открою И как надо положу, Я от вас, друзья, не скрою Ручку я вот так держу.
-Давайте в воздухе пропишем цифру 5.
- В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5.
-Напишите одну строку цифры 5.
Сделайте самопроверку – оцените цветным карандашом свою работу. - Кто хочет поделиться своим написанием цифры 5?
Вывод: теперь мы научились писать цифру 5? Наша задача решена?
Учебник на с.56
Помощники Маша и Миша.
Выполнение задания №1, диалог читают дети.
СЛАЙД (о звездочке)
Выполнение задания №2.
СЛАЙД (как выглядит цифра 5).
Заканчиваем заполнение таблицы «Знаю, не знаю».
Работа со счетными палочками: изучение состава числа 5.
Слайд «Написание числа 5».
Ученики в тетрадях прописывают цифру 5.
Выполнение самопроверки: дети подчеркивают те цифры, которые больше всего похожи на образец. IV этап Первичная проверка понимания
Дидактическая задача: установление правильности и осознанности учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
- Я предлагаю записать цифрой количество предметов, которое я вам буду показывать. - Проверим. - Поднимите руки – у кого все цифры записаны правильно. Я вижу, что не все дети подняли руки. Кто может поделиться, в чем проблема?
Записывают число цифрой. Самоконтроль: подчеркивают зеленым карандашом цифры, которые записали правильно, а красным – не правильно.
СЛАЙД (с цифрами)
V этап Подведение итогов урока
Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
-Ребята, наш урок заканчивается. Попробуем подвести итог. -Скажите, мы справились с задачами, которые ставили перед собой вначале урока? -Со всеми? А какую задачу выполнили частично? - Как поступить, чтобы и эта задача была выполнена?
Отвечают на вопросы учителя. VI этап Рефлексия
Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. -Как вы оцените себя в умении отличать цифру 5 от других знаков. (если вы считаете, что легко и быстро сможете отличить, значит используйте зеленый карандаш, если есть сомнения – значит красный)